Обычная версия
Размер шрифта:
T T T
Изображения:
Цветовая схема:
Темная Светлая Синяя
Регистрация Вход
Версия для слабовидящих

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа № 1 имени  Героя  Социалистического Труда

Еруслана Еламурзаевича Дзгоева  муниципального образования Кировский район

 Республики Северная Осетия - Алания

 

ШколаСтраница психологаМир глазами агрессивного человека    28 марта 2024

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Республиканская постоянно действующая «горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях республики, нарушений руководством и сотрудниками образовательных организаций прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).
 
МОиН РСО-Алания 

onik-rso@yandex.ru

Телефон горячей линии о незаконных сборах денежных средств с родителей обучающихся:  (8672) 53-80-02


Телефон экстренной психологической помощи для детей и молодежи "Доверие" в РСО-Алания: 

 8(8672)52-98-70

ПОЛЕЗНЫЕ  СCЫЛКИ

 

 



 

     

    

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ МАРАФОНЕ ЗНАНИЕ. ПЕРВЫЕ Preview 

 

Enter Title Минимизировать

"Мир глазами агрессивного человека"

(занятие с элементами тренинга для подростков)

Цель: 

·         обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного     поведения.

·         предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;

·         формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

·         обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.

         

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1.      Участники сидят в полукруге.

Ведущий: - Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

- Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

2.      - Что же такое агрессия?

3.      (Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? (Как он выглядит?  Как и что он говорит?  Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?)(Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т.д.)

4.       «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования

людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».

                Агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение

вреда другим.

 

5.      Ведущий: - Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

    Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

   Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

6.      Ведущий: - Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

·         физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

·         вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

·         косвенная – агрессия ни на кого не направленная;

·         раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

·         обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;

·         подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;

·         негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.

7.      Ведущий: - Давайте порассуждаем о том, как человек проявляет свою агрессивность? Какие причины провоцируют вашу агрессивность? Что значит защитная реакция на страх?

Критерии агрессивности подростка:

Ø  Часто теряет контроль над собой.

Ø  Часто спорит,  ругается со взрослыми.

Ø  Часто отказывается выполнять правила.

Ø  Часто специально раздражает людей.

Ø  Часто винит других в своих ошибках.

Ø  Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Ø  Часто завистлив, мстителен.

Ø  Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

8.      Игра «Агрессивный – неагрессивный»   

 Затем ведущий предлагает провести игру. Одному из участников предлагается выполнять любые неагрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Другой участник должен прокомментировать действия первого ученика с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-то гадость» и т.д.). Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

    После проведения игры идет обсуждение:

-    Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

-    Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

-   Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту?

     Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

9.      Обучение подростков навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Информация для ведущего. Далеко не всегда агрессивный подросток признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие подростки не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

     Эмоциональный мир агрессивного подростка может быть очень скуден. Он с трудом может назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) он даже не предполагает. Нетрудно догадаться, что в этом случае подростку сложно распознать свои и чужие эмоции.

    Для того чтобы подросток мог верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить подростка понимать себя, и прежде всего ощущения своего тела.  Подросток очень чутко воспринимает сигналы своего тела и с легкостью описывает их.  Например, если он злится, то чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладони чешутся и т.д.».

     Таким образом, подросток, если он правильно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури».  А если подросток к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может воспользоваться ими, предотвратив конфликт.

10.  Упражнение «Дерево Добра»

Ведущий: - Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита. Она бывает нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний, развивает познание, побуждает к необходимой конкуренции.

Но, чаще агрессия – это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формируют грубые черты характера.

Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?».

Наши ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от агрессивного поведения - прикрепите на крону дерева яблоки, если понимаете, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готовы от него отказаться – прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки), если считаете, что агрессия необходима, и от нее не надо избавляться – прикрепите листья.

- Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении.

(Участники делают выбор и аргументируют его)

11.  Упражнение «Рисуем агрессию»

Ведущий: - А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить? На столах все, что нужно для рисования – попробуйте выплеснуть агрессию на бумагу. Рисование.

Ведущий: - Что чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения.

      - Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей.

12.  Игра «Рассерженные шарики»

Ведущий: - А теперь надуйте красные шарики и завяжите их. Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

- Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?

- Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

 

Ведущий: - Ребята, а теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком?

                   - Может ли такой способ выражения и гнева быть безопасным? Почему?

                   - Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

Ведущий: - Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. - Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Ведущий: - Давайте надуем ещё один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу. Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите  из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

- Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

- Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого – нибудь?

    

Ведущий: - Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

Ведущий: - Советую вам  делать эти безопасные упражнения до изнеможения

- Давайте по чуть- чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух 

из нашего шарика.

Вот мы сегодня и научились справляться со своей агрессией, раздражением и гневом и, наверное, при малейшей раздражительности будем вспоминать эти упражнения и обращаться к ним в трудные минуты жизни.

 

13.  Упражнение на определение способов выражения гнева

Ведущий: - Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите красную надпись, а красный цвет – цвет опасности, и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно

которые не смогут снять  с человека накопившуюся в нём агрессию. А на 2-й половине доски вы видите зеленую, разрешающую надпись. Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные упражнения, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось.   А теперь  берите со стола таблички, читайте их и прикрепляйте на доску с нужной стороны.  ( Дети читают таблички с запрещающими и разрешающими действиями и прикрепляют их на доску).

Способы выражения агрессии

 

 

                         ОПАСНО                                                                           БЕЗОПАСНО

Корить                                                                                 Красить(рисовать)

Критиковать                                                                      Крутить колёса

Кипятиться                                                                        Купаться, кувыркаться

Обижаться                                                                          Колотить подушку

Огрызатья                                                                          Отжиматься

Оскорблять                                                                              Обдумывать

Обвинять                                                        Жужжать

Озвереть                                                             Жевать  

Жалеть(себя)                                                               Запеть

Жаловаться                                                                   Залаять

Запугивать                                                                     Затопать

Зудеть                                                                                         Глазами вращать

Грубить                                                                    Сплясать

Грозить                                                                  Стать смелым

Сердиться                                                                Смеяться

Сжиматься                                                                                Спортом заниматься

Страдать                                                                                Футболить

Фальшивить                                                                           Физическим трудом

(обманывать  себя и других,                                                   пота заниматься

что ты  совсем не злишься)                                                        

                                           

14.  Игра «Ты молодец, потому что ты…»

         А теперь, когда мы с вами научились справляться с агрессией и гневом, я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

         Игра проходит следующим образом: давайте все встанем в круг . Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, вручает ему табличку с теми качествами характера, которые присущи этому ученику, называя это качество. Получивший табличку, прикрепляет ее к середине цветка, где написано: «Ты молодец, потому что ты…», оба остаются в центре, держась за руки.

        Затем подходит следующий участник с табличкой и благодарит того, который последним встал в круг. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.

         Когда к вашей группе присоединится последний участник, берёт за руку либо первого, либо последнего участника, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

         А теперь давайте обсудим действия рассерженного человека в разных ситуациях:

  

15.  Работа над высказываниями детей

 

 От чего накапливается агрессия в течение школьного дня?

ü  От утреннего настроения.

ü  От того, как тебя приветствуют с утра ( и было ли это вообще?)

ü  От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.

ü  ОТ того, как развита твоя нервная система ( закаляешь ли ты её).

Я не могу слышать… 

ü О том, что сплетничают, смеются, шепчутся за моей спиной.

ü О драках, ссорах.

ü О моей любви.

ü Когда обо мне плохо говорят.

ü О своих ошибках.

Я терпеть не могу, когда…

ü Кто-то дерется.

ü Обсуждает мнение других людей.

ü Надоедает мне.

ü Шутят надо мной.

ü Кричат на меня.

ü Обзывают меня.

ü Запрещают мне что-то делать.

ü Друзья обижаются из-за пустяков.

ü Издеваются надо мной, пристают.

ü Просят о том, что я не могу сделать.

ü Кто-то выпендривается и считает себя крутым.

ü Поучают меня.

 

 Когда я злюсь…

ü Я теряю над собой контроль.

ü Пытаюсь успокоиться.

ü Начинаю кричать.

ü Стараюсь успокоиться, если не получается, то лезу в драку.

ü Стараюсь избегать ситуаций, которые меня злят.

ü Пытаюсь разобраться.

ü Плачу.

ü Я начинаю чувствовать себя правой.

ü Я должен побыть один.

ü Я нервничаю.

ü Начинаю царапать обидчика.

ü Стараюсь объяснить тому человеку, на которого злюсь, выслушать его, и только если это не помогает, пускаю в ход кулаки

Я просто психую, когда…

ü  Меня ставят в неловкое положение.

ü  Меня кто-то достаёт.

ü  Лезут в драку без причины.

ü  Ребята настроены против меня.

ü  Врут прямо в глаза.

ü  Нужно что-то быстро найти, а не получается.

ü  Надо мной шутят, обзываются и издеваются.

ü  Получаю плохие отметки.

ü  Когда родители заставляют чувствовать меня виноватой.

ü  Кричат  на меня.

ü  У меня что-то не получается.

ü  Болею.

ü  Смотрю романтические сериалы.

 

Для предупреждения драки алгоритм действий может быть следующим:

·         Развести в разные стороны.                               

·         Выяснить причину.

·         Постараться успокоить.

·         Объяснить непродуктивность данных действий

·         Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем сделать следующее:

·         Снять напряжение с помощью:

Ø  счёта до 10; умывания   или обмывания рук; направления агрессии на неодушевлённый предмет: эспандер, шарики, подушку ( если дома), боксёрскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

Ø  Пойти к психологу.

Ø  Закалять психику и тело: обливания, контрастный душ, бассейн, водные процедуры.

Ø  Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

                                 

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

Ø  Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс.

Ø  Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

Ø  Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

Ø  Я возмущён твоим поведением.

Ø  Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

Ø  Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

Ø  Не нападать первым.

Ø  Перевести конфликт в шутку.

 

Если ты стал свидетелем драки между одноклассниками, надо:

Ø Предложить драчунам продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся также за это время можно сказать учителю или психологу, они окажут им помощь в примирении). 

Ø Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить, что это не причина для драки,

Ø Рассказать о возможных последствиях ( моральные и физические травмы).

Ø Если вышеназванные способы не помогают, позвать учителя.

Ø

16.  Способы преодоления агрессии.

Ведущий: - Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю.

        Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.

        Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.

         17.  Рефлексия.

- Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?

18.  Упражнение «Клубочек с пожеланиями»

клубочек с пожеланиями, добрыми словами – скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни!

19.  Притча «Истина жизни»

На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ведущий: - Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

20.  О. Хайям

«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи,

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай – это две половинки души.

Спасибо всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

             

                                                                                                   

                                                                                               

 
© Гимназия №1 с. Эльхотово 2013 - 2024