Обычная версия
Размер шрифта:
T T T
Изображения:
Цветовая схема:
Темная Светлая Синяя
Регистрация Вход
Версия для слабовидящих
ШколаСтраница психологаПрезентация " Мир без конфликтов"    15 августа 2020

Добро пожаловать!


    

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Республиканская постоянно действующая «горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях республики, нарушений руководством и сотрудниками образовательных организаций прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).

МОиН РСО-Алания 

onik-rso@yandex.ru

Телефон горячей линии о незаконных сборах денежных средств с родителей обучающихся:  (8672) 53-80-02


Телефон экстренной психологической помощи для детей и молодежи "Доверие" в РСО-Алания: 

 8(8672)52-98-70

ПОЛЕЗНЫЕ  СCЫЛКИ

 

 



 

     

Мир без конфликтов Минимизировать

«МИР БЕЗ КОНФЛИКТОВ»

Занятие с элементами тренинга для подростков.

 

 

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности

 

Задачи:

ознакомление с барьерами общения;

развитие навыков сотрудничества;

обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

познакомить со способами решения конфликтных ситуаций;

помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

сплочение классного коллектива. 

 

Оборудование: карточки с изображением лица человека, мячик, памятка «Рецепт счастья», ИКТ, мультимедийная презентация

 

Организация пространства: работа в кругу.

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

            Единственная известная мне роскошь-  это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит  жизнь»

                                                                                                                     Станислав Ежи Лец

1.  Приветствие. В кругу.

     Каждый, обращаясь к стоящему справа, на­зывает его по имени и произносит фразу: «Я привет­ствую тебя и рад с тобой общаться».

 

 

2.  Упражнение-разминка «Аргентинский дождь» В кругу.

     Поочередно участники повторяют за веду­щим действии (потирание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол), при этом нельзя произносить пи слова. В итоге неодинаковые действии всех участников группы приво­дят к необычному звуку «аргентинского дождя».

 

 

 

3.  Вступительное слово психолога.

    Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо только заметить то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема их возникновения – это неумение и незнание правил эффективного общения. Тема данного тренинга «Мир без конфликтов», на занятии вы узнаете все о конфликтах и способах их позитивного разрешения.

 

4.  Принятие правил занятия:

Умейте слушать друг друга.

Говорите по существу

Проявляйте уважение

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Конфиденциальность

Каждый говорит за себя, от своего имени

 

5. Задание «Найти объединяющие слова»  (на доске в два столбика слова):

Дружелюбие                                        Воздействие

Отзывчивость                                      Взаимодействие

Сердечность                                        Понимание

 

«ДОБРОТА»                                      «ОБЩЕНИЕ»

 

Ведущий: - Что получилось?  («Доброта» + «Общение» = «Доброе общение»)

 

 

6. Мини-лекция.  Введение теоретических понятий:

Сегодня мы поговорим о бесконфликтном  общении. Ваш жизненный опыт пока еще не очень  богат, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как избежать конфликтов.

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам, что они обозначают.

 

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения на слайде.

 

СПОР -  Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или  несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

 

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать.

 

КОНФЛИКТ – столкновение противоречивых взглядов, противоположных,   несовместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения.

 

КОНФЛИКТ – это трудно устранимое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями, если оно своевременно не будет разрешено.

 

Конфликты бывают: внутриличностные (внутренние) и межличностные.

 

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – конфликт, который происходит внутри человека, в его индивидуальных, личностных особенностях.

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ -  конфликт, который касается взаимоотношений двух или нескольких людей и выражается в несовместимости, противоречивости их позиций, взглядов, ценностей, мнений, морали, поступков и т.п. Межличностный конфликт препятствует установлению между людьми нормальных человеческих отношений.

 

В общем – то конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой - то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликт мы переживаем как серьезную неприятность.

 

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

7. Вопросы для обсуждения с учащимися:

В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

 

8. Актуализация знаний

 

- Рассмотрим способы управления конфликтами, для чего на это необходимо знать? (мнение ребят).

 

 

9. Мини-лекция.

 

Причины конфликтов.

 

     Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

 

1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

3.   Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

4.   Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

5.  Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

 

Специальные правила предупреждения конфликтов:

 

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

-   не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;   

-  умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

 

 

Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о собеседнике на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

 

Общению между людьми обычно мешают: – барьеры; – ошибки восприятия. Разберем подробнее.

 

10.  Ошибки восприятия

 

Ошибки привлекательности

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

 

Ошибки превосходства

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

 

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

 

Установка

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

 

11.  Упражнение «Эффекты восприятия»

 

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой — что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

 

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

 

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

 

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

 

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные.

 

Например, профессор — человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный.

 

Человек, который убивал людей, — жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

 

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

 

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)



12.  Игра «СТЫКОВКА»

Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете    пользоваться   в общении своей речью. Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – «космические станции»  - их вытягивают навстречу друг другу. Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

 

Трудно было играть с завязанными глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не вид ишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)

 

Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально.

Общение без слов называется НЕВЕРБАЛЬНЫМ. (На доску проецируется схема)

 

 

 13.  Головоломка

Чтобы познакомиться с другим из видов человеческого общения, я предлагаю  вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

 

                                               

Ответ: («Язык до Киева доведет»)

 

 

 

14. Групповая работа

Обратить внимание ребят на доску, где изображено грустное лицо, вокруг которого негативные фразы на лепестках. Надо ответить, какие чувства отражаются на этом лице, и сделать так, чтобы негативное общение стало позитивным.

 

(Детям на лепестках вокруг грустного лица предлагаются негативные фразы, они их переделывают их на позитивные и  записывают на чистых лепестках, которые прикрепляют на доску вокруг веселого лица).

 

15. Чтение рассказа К.Ушинского «Ветер и Солнце»

 

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ, он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

 

 

16.  Упражнение «Цена улыбки»

 

Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь.

 

Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее отдает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.иОна создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит поролем для друзей. Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку, она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили.

 

Ребята высказывают свои предположения.

Ну конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения. «Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь им», - советует нам известный американский психолог Дейл Карнеги.

Будем следовать его советам? Тогда давайте подарим  друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? А я дарю вам карточки с текстом «Цена улыбки».

 

17. Рефлексия занятия:

Спасибо, наше занятие закончено. Я думаю, что оно помогло нам еще раз задуматься о нашем отношении к близким нам людям.

 

«РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ»:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

 

18.  Заключительное упражнение «ЛАДУШКИ»

 

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох, вдох, выдох… Хлопок в ладоши. Откройте глаза и еще раз хлопните в ладоши… Продолжаем хлопать в ладоши, аплодируя себе…

                                          

                                         


скачать презентацию "Мир без конфликтов"

 
© Гимназия №1 с. Эльхотово 2013 - 2014